Главная > Механизмы > Планшайба

Механизм планшайба-стержни

(А.Титова | 2012-04-21)

Механизм планшайба-стержни (шайбовый механизм) — это механизм, используемый в машиностроении для преобразования движения вращающегося вала в возвратно-поступательное движение стержней параллельно оси вала, или для обратного преобразования.



Конструкция и принцип действия

 

Данный механизм состоит из вала, двух дисков, называемых планшайбой, и шарнирно прикреплённых к ним стержней. Если диск перпендикулярен валу, то вращение вала будет вызывать вращение одного из дисков, но стержни будут оставаться в покое. Однако малейшее отклонение диска от перпендикулярного положения приведёт к тому, что любая из точек на краю не вращающегося диска будет совершать колебательное движение. Чем больше угол отклонения вращающегося диска от вертикального положения, тем больше амплитуда указанных колебаний. Если к не вращающемуся диску будут прикреплены стержни, то они будут колебаться вместе с краем диска, то есть, совершать возвратно-поступательное движение.

 

Данная конструкция имеет схожие черты с кулачковым механизмом.

 

Применение механизма планшайба-стержни

 

Данный механизм может быть использован в двигателях внутреннего сгорания вместо коленчатого вала, как это реализовано в аксиальном двигателе.

 

Кроме того, этот механизм используется в двигателях Стирлинга.

 

Как уже упоминалось выше, механизм планшайба-стержни является сердцем аксиально-плунжерных гидромашин (насосов и гидромоторов).

 

В конструкциях вертолётов важную роль играет автомат перекоса лопастей, который может быть построен на базе механизма планшайба-стержни. В этом случае стержни шарнирно соединены с вращающимся диском, а изменением угла наклона неподвижного диска управляет лётчик из кабины через систему кинематических связей. Этот тип управления углом наклона лопастей используется для создания разной подъёмной силы с разных сторон корпуса вертолёта, что приводит к избирательному наклону машины в разных направлениях.

 

Описываемый механизм часто используется в некоторых видах расходомеров, применяемых в системах водоснабжения, хотя в них колебательное движение диска не всегда преобразуется в возвратно-поступательное движение.

 

Активная фазированная антенная решётка выполняется в виде плоского диска, способного сканировать воздушное пространство на угол до 60 градусов в любом направлении от оси самолёта. При закреплении таких радаров на планшайбе, угол наклона планшайбы добавляется к углу электронного сканирования. Обычно угол наклона планшайбы выбирается около 40 градусов, и общий угол сканирования радаров достигает 200 градусов.

 

Список литературы:

1)      http://ru.wikipedia.org/wiki/Механизм_планшайба-стержни — текст реферата

2)      http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Swashplate_anim_metal.gif — анимированное изображение


Метки: Планшайба


Возможно, вам будет интересно:

Draganflyer X6 Helicopter

(Сенокосова Ирина; 2012-04-21)

Беспилотник Draganflyer X6 Helicopter для разведывательных операций

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР

(Люфт Александра; 2014-06-12)

Центробежный регулятор — механизм, реализующий отрицательную обратную связь для регулировки скорости вращения в машинах разнообразных принципов действия и назначения.Действует центробежный регулятор по следующему принципу:Вращение вала двигателя передаётся через передачу на вал регулятора.