Главная > Летательные аппараты

Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой

(Кропотов А.В. | 2012-04-22)

Стоит протянуть исторические связи, рассказывая и о другой, тоже неновой идее - самолете с вертикальным взлетом и посадкой. Но не только потому, что история интересна, так сказать, сама по себе. Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла - попытка разными средствами решить одну и эту же проблему, противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-"геометры" стремятся облегчить все-таки нормальные - по-самолетному - взлет и посадку, то "вертикальщики" напрочь устранили и разбег и пробег. 


Одно из решений проблемы точечного старта - взлет с рампы. С мощным двигателем, с ракетными ускорителями, на форсаже истребитель пулей срывается со специального сооружения - рампы и, подпираемый огромной тягой, идет ввысь. Так в конце 50-х годов стартовал на МиГ-19 Г. Шиянов. " Шиянов взлетал с отдаленной точки аэродрома, - вспоминает летчик-испытатель И. Шелест, - и зрелище это воспринималось в первую секунду как нечто сверхъестественное, как изгнание из пекла провинившегося сатаны. Будто разверзлась вдруг земля и с раскаленной магмой выплеснула некий черный предмет. Двумя секундами позже, опережая кромешный огонь и дым, сознание выявило в темном предмете самолет... Потом адский грохот резко обрывался. И тем беззвучней, грациозней казалось устремление розовогрудого МиГа навстречу солнцу, небу, жизни ".

Взлетал с рампы и американский " Супер Сейбр ". Двигатель (на форсаже) развивал тягу 7250 кг. Стартовый ускоритель 59 тыс. кг! Уже через 4 с после отделения от рампы скорость достигала 440 км/ч.

  Супер Сейбр

 

 

Без рампы не мог ни стартовать, ни приземляться американский самолет вертикального взлета и посадки Райан Х-13. Оснастили машину мощным ТРД, тяга которого превышала взлетный вес Х-13.

Вместе с рампой машина принимала вертикальное положение, повисала на крюке, а стартуя, отсоединялась от него. Посадка требовала от пилота ювелирной работы: нужно было плавно, увеличивая угол атаки, затормозить Х-13, перевести его из горизонтального в вертикальное положение, зацепиться крюком за трос, подвести машину к рампе и "состыковаться" с ней. На висении пилот манипулирует газовыми рулями и, если кабина не оснащена поворотным креслом, находится в не слишком удобной позиции - ногами кверху.

  Райан Х-13

 

 

 

Непросто было и управлять зависнувшими самолетами. Порыв ветра, "собственная" выхлопная струя, отраженная бетонкой, - все это помешало Х-13 стать боевой машиной.

Строили в 50-х годах винтовые самолеты, обходившиеся без рампы, Конвер ХРУ-1 и Локхид ХРУ-1. Шасси располагалось: у " Конвера " на концах крестообразного стабилизатора, а у "Локхида" на концах треугольного крыла, верхнего и нижнего киля. Стартовали машины из положения "стоя на хвосте" и переходили затем в "нормальный" полет.

Подобно первым самолетам с переменной стреловидностью, ранние вертикально взлетающие не стали основой нынешних аппаратов такого типа, но помогли конструкторам осознать всю сложность проблемы, наметить круг еще не решенных задач. Важно было не просто найти оптимальную схему СВВП (так коротко называют самолеты с вертикальным взлетом и посадкой) , а понять общие закономерности "висячего" полета, посадки с учетом влияния земли, управления без всяких аэродинамических рулей...

Для этих целей в нашей стране построили летающий стенд "Турболет" летающий ТРД со смонтированными на нем кабиной, шасси, а самое главное - крестообразно расположенными штангами газовых рулей. Летал на " Турболете " Ю. Гарнаев

Информация взята с сайта: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia.html

Ссылка на видео:

http://www.youtube.com/watch?v=pz6sc0bgWcM&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=8G2xiACl4Ak


Метки: Самолеты


Возможно, вам будет интересно:

Крутильные весы

(Григорьев Артём; 2014-06-09)

Крутильные весы — физический прибор, предназначенный для измерения малых сил или моментов сил.

МЕХАНИЗМ ВАТТА

(Люфт Александра; 2014-06-13)

Механизм Уатта (механизм Ватта, параллелограмм Ватта) изобретён Джеймсом Уаттом (19 января 1736 — 25 августа 1819) для придания поршню паровой машины прямолинейного движения.
Этот механизм не создаёт абсолютно прямолинейного движения, и сам Уатт не стремился добиться этого.